Споры с антимонопольным комитетом (АМКУ)

Споры с Антимонопольным комитетом

 

Деятельность Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) урегулируется положениями закона №2210-III «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 года и некоторыми другими нормативно-правовыми актами. Специфика функционирования этого государственного органа заключается в том, что он по своему усмотрению собирает доказательства нарушений законодательства, самостоятельно оценивает их и делает соответствующие выводы.

Среди примеров таких правонарушений:

  • Сговор основных игроков рынка об установлении цены на определенный товар/ услугу.
  • Принуждение контрагента к принятию договора с изначально невыгодными условиями.
  • Препятствование другим субъектам хозяйствования в выходе на рынок.

Субъекты, которых затрагивают решения АМКУ, вправе оспорить данные акты. И хотя количество подобных споров достаточно большое, судебную практику нельзя назвать однозначной и устоявшейся. В силу ограниченного инструментария защиты интересов хозяйствующим субъектам следует с особой тщательностью подходить к вопросу выбора партнера для представительства в судебной инстанции.

Специалисты нашей компании обладают достаточной компетенцией в сфере конкурентного права. Благодаря непрерывной практике нами накоплен не только обобщающий опыт, но и знание нюансов в таких делах, которое в итоге становятся выигрышным фактором в условиях состязания с АМКУ. Сразу при обращении мы оценим вашу ситуацию, и предоставим реалистичный прогноз возможных результатов решения спора.

Право на обжалование решений АМКУ

Согласно ст.60 закона №2210-III, такие акты обжалуются в хозяйственном суде. Возможность применения процедуры обжалования оговаривается в последнем абзаце заключения комитета о выявлении правонарушения и наложении штрафа.

При этом крайне важно не упустить из вида следующие моменты:

  1. Штраф за нарушение конкурентного законодательства следует оплатить в течение 2-х месяцев с момента получения соответствующего заключения.
  2. По истечению этого периода за каждый день просрочки начисляется пеня. Размер пени составляет 1,5% от суммы штрафа.
  3. Отсчет времени приостанавливается на период рассмотрения дела по признанию акта недействительным в судебном порядке.
  4. Приостановление отсчета сроков не распространяется на периоды, когда дело переходит в следующую инстанцию (например, после вынесения постановления апелляционным судом и до открытия производства в кассационной инстанции начисляется пеня).
  5. Общий размер пени может достигать суммы штрафа.

Исходя из этого, при обжаловании важен каждый день. Откладывание обращения к адвокату и подачи иска чревато большими финансовыми потерями.

Специфика процесса

Согласно нормам действующего законодательства, суды не вправе брать на себя функции, осуществляемые исключительно Антимонопольным комитетом. Речь идет о том, что хозяйственные суды не располагают полномочиями изменять/ уменьшать размер штрафа.

В ходе разбирательства оспаривается законность акта АМКУ. Возможный результат процесса – признание его недействительным.

Наряду с этим, опытными адвокатами применяется альтернативная тактика – решение обжалуется частично. Для достижения такого результата используется достаточно сложная и тщательно выстроенная аргументация, с помощью которой доказывается несправедливость размера штрафа и необходимость его пересмотра. В итоге, суд может признать величину штрафа непропорциональной. Антимонопольный комитет в соответствие с таким судебным решением вынужден будет пересмотреть свои выводы и повторно составить заключение касаемо данного субъекта.

На практике убедить суд в несправедливости размера штрафа – это задача очень высокого уровня сложности. Формально данная санкция наложена в соответствие с требованиями закона, размер штрафа не превышает установленного законом максимума.

Особенности сбора и представления доказательств

Обязанность по сбору доказательной базы в делах, связанных с нарушением конкурентного законодательства, возлагается на АМКУ. Участники дела располагают возможностью, но не обязаны предоставлять материалы, доводы, возражения, разъяснения. Такой подход соответствует принципу презумпции невиновности: лицо не должно доказывать собственную невиновность.

Для своих выводов о наличии/ отсутствии нарушения Антимонопольный комитет по своему усмотрению определяет объем достаточных доказательств. Иногда ответчику не предоставляется возможность привести аргументы с целью защиты своих интересов.

Но когда дело переходит в суд, ситуация меняется. По законодательству, в ходе любого процесса должен соблюдаться принцип состязательности сторон. Если при расследовании АМКУ компания-ответчик иногда лишается права отстоять свою позицию и активно повлиять на заключение данного государственного органа, то в суде такую возможность можно реализовать в полной мере.

Рекомендации опытного специалиста

Исходя из специфичности и сложности разрешения подобных споров, необходимо обратить внимание на такие моменты:

  • Нельзя пропустить двухмесячный срок, отведенный законом на подачу иска.
  • В связи с ограниченными сроками для подготовки к процессу, следует выбирать адвоката с успешной практикой поддержки клиентов в таких делах.
  • К суду следует готовиться максимально тщательно. Компании не ограничены в предоставлении доказательной базы для обоснования своей позиции.
  • Если не удается прийти к признанию акта АМКУ недействительным, возможен вариант его пересмотра по решению суда.

При любых обстоятельствах, если вы получили решение АМКУ, ущемляющее ваши интересы, отправляйтесь к адвокату. Объективная и непредвзятая оценка ситуации – делу не помешает. Вы сможете получить сведения о возможных перспективах и результатах дела в судебной инстанции. И после такой консультации осознанно решайте, как поступить дальше!

Остались вопросы?

Оставьте заявку и мы обязательно свяжемся с Вами.
Задать вопрос

Thank's for your message