В действующем законодательстве отсутствует определение понятию «общественная торговая марка (ТМ)/ торговый знак». Зачастую в нормативных актах используется аналоговое понятие «хорошо известный знак» (well-known mark). Такой подход корректен, так как слово «общеизвестный» может ассоциироваться со значением «известный всем и каждому». Но ни один бренд априори не может претендовать на известность всем без исключения.
В Украине процедура признания знака для товаров/ услуг хорошо известным урегулируется следующими правовыми нормами:
Если учитывать, что по сведениям за 2019 год в нашей стране хорошо известными признаны всего 186 брендов, то становится понятным: речь идет о серьезной правовой процедуре с множеством нюансов. Чтобы успешно пройти её до конца и получить желаемый результат, наша команда предлагает вам свою помощь. Предварительно можете ознакомиться с общим алгоритмом действий в подобных случаях.
Согласно законодательству, возможны два пути достижения необходимого результата:
Критерии признания знака общественным указаны в части 2 статьи 25 закона №3689-XII. В данном правовой норме обуславливается целесообразность использования одного или нескольких критериев в каждом конкретном случае. В перечне таких условий:
В Порядке №228 предусматривается возможность проведения опроса с целью подтверждения хорошей известности ТМ.
К проведению и оформлению итогов подобных опросов в Порядке №228 выставляются достаточно четкие требования.
***Например, если речь идет о продукции производственно-технического назначения, то опрашивать следует специалистов, которые являются потребителями. Если речь идет о продукции группы FMCG (широкого потребления), опрашивать необходимо «средних потребителей» (по критериям возраста, пола, материального и социального положения, образования).
В рамках опроса респондентам следует ответить на такие вопросы:
Ориентироваться следует на указания части 3 статьи 24 закона №3689 и Порядок №228. Если используется процедура с подачей документов в Апелляционную палату, то следует пройти 4 этапа.
Формальные требования к заявлению представлены в Порядке №228. Подавать его может как заинтересованное лицо, так и его представитель (адвокат). Вместе с заявлением подается пакет документов в обоснование соответствия критериям ч.2 ст.25 закона №3689.
Для этого в Апелляционной палате создается специальная коллегия из 5 членов. Длительность рассмотрения составляет 10 дней с момента подачи пакета документов. Во время рассмотрения заявления по сути на заседании присутствует заявитель (представитель заявителя). Он вправе комментировать доказательства, высказывать аргументы, отвечать на вопросы членов коллегии.
Принимается решение большинством голосов членов коллегии. Вступает в силу такое решение с момента его утверждения приказом Минэкономразвития. Соответствующий знак вносится в реестр. С этого момента он учитывается при проведении экспертизы заявлений на регистрацию других ТМ.
В завершение процедуры соответствующие сведения необходимо опубликовать в официальном бюллетене «Промышленная собственность».
В определенных случаях предпочтительным будет получение аналогичного результата через суд. Информацию о том, когда целесообразно использовать судебный путь, можно получить на консультации профильного эксперта после его ознакомления с конкретной ситуацией.
Среди доказательств, которые готовятся для суда:
Исходя из изложенных выше сведений, признать бренд общественным достаточно сложно. Пройти обычную регистрацию намного проще. Но это в итоге не обеспечивает всех тех преимуществ, которые получает правообладатель хорошо известной ТМ.
О чём идет речь?
Thank's for your message